Дистанционное обучение

на время сохранения  в МГУ условий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции 

Преподавание дисциплины "Физическая культура" в рамках мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории РФ и во исполнение приказа по МГУ №326 от 16.03.2020 до особого распоряжения будет проводиться в дистанционной форме.

Преподаватели кафедры физического воспитания и спорта, поддерживающие связь с закрепленными за ними группами студентов (через whatsapp, telegram и др. современные средства связи) и через информационно-коммуникационную сеть Интернет, дают студентам задания (как практической, так и теоретической направленности) и необходимый методический материал. Содержание заданий и предоставляемого методического материала может отличаться в соответствии со спецификой проводимых в течение учебного года практических занятий каждой группы по физической культуре.

О выполнении полученных заданий студенты отчитываются своему преподавателю через установленный для них канал связи, в том числе с применением современных устройств и мобильных приложений по организации и контролю спортивной тренировки.

Студенты, которые не имеют прямой связи с закрепленным преподавателем, или не получившие от преподавателя индивидуального задания, изучают теоретический курс на основе приложенной ниже литературы по теории и методике физической культуры и готовят ответы на вопросы в соответствии с приложенным ниже списком. Отчетность за каждое дистанционное занятие - ответ на два вопроса приложенного перечня (по выбору). Отчетность будет осуществляться после нормализации эпидемиологической обстановки своему преподавателю, за группой которого по физкультуре закреплен студент. В случае продления эпидемиологической ситуации в стране на период сессии - отчетность будет проходить в формате он-лайн тестирования.

Рекомендованная литература

Основная литература:

1.          Физическая культура: учебник / Кол. авт.; под ред. М.Я. Виленского. – 2-е изд. – М.: Кнорус, 2013.

2.          Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.

3. Физическая культура: Курс лекций (учебное пособие) / Под ред. Н.К. Ковалева, В.А. Уварова, Е.В. Будыка – М.: Изд-во МГУ, 1997.

4.          Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие. Волков В.Ю., Волкова Л.М. – СПб. : СПбГТУ, 1998.

5. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общей ред. проф. С. Н. Попова – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. - 304 с.

 

Дополнительная литература

1.          Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 543с.

2.          Матвеев Л.П., Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник для вузов Изд. 4-е, испр., доп. - М.: Лань, 2005. - 384с.

3.          Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник. -  М.: Терра-Спорт, 2003-624с.

4. Солодков А.С., Сологуб Е.Б., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2008.-620с.

Контрольные вопросы

  1. Быстрота, средства и методики ее развития.

  2. Виды травм. Профилактика травматизма при занятиях физическими упражнениями.

  3. Выносливость, средства и методики ее развития.

  4. Гибкость, средства и методики ее развития.

  5. Закаливание как средство укрепления здоровья (механизм закаливания; принципы и правила процесса закаливания; закаливающие факторы).

  6. Историческая справка о виде спорта (системе физических упражнений).

  7. Коррекция физического развития, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.

  8. Ловкость средства и методики ее развития.

  9. Морфофункциональные основы мышечной силы.

  10. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье. Здоровый образ жизни студента и его составляющие (режим труда и отдыха, организация сна, режим питания, организация двигательной активности, профилактика вредных привычек и др.).

  11. Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка в системе физического воспитания.

  12. Общая характеристика физических качеств. Взаимосвязь физических качеств.

  13. Ограничения в занятиях физической культурой при различных заболеваниях.

  14. Определение понятия «спорт». Массовый спорт. Спорт высших достижений. Единая спортивная классификация (ЕСК). Национальные виды спорта в спортивной классификации.

  15. Определение физического развития, функциональной и физической подготовленности.

  16. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Краткая характеристика функциональных систем организма (костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной, сенсорных).

  17. Осанка. Дефекты осанки. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.

  18. Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

  19. Основы классического русского массажа, основные приемы.

  20. Основы обучения движениям. Этапы обучения.

  21. Подготовка спортсменов как многолетний непрерывный процесс. Перспективное планирование тренировки в избранном виде спорта.

  22. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Факторы, влияющие на здоровье.

  23. Понятие «нагрузка». Оценка и величина нагрузки. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности. Значение мышечной релаксации.

  24. Правила соревнований по избранному виду спорта.

  25. Предстартовые состояния спортсмена.

  26. Принципы физического воспитания (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, динамичности).

  27. Принципы физической реабилитации.

  28. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.

  29. Работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов. Средства физической культуры в регулировании работоспособности и профилактике утомления.

  30. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Дневник самоконтроля.

  31. Сердце, его физиологические свойства.

  32. Сила средства и методики ее развития.

  33. Средства и методы физического воспитания.

  34. Студенческий спорт и его организационные особенности. Студенческие спортивные соревнования.

  35. Утренняя гигиеническая гимнастика и ее физиологическое значение. Методика составления комплекса упражнений утренней гимнастики.

  36. Физиологические основы занятий физическими упражнениями.

  37. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Физическое воспитание в ВУЗе.

  38. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (на примере конкретного заболевания).

  39. Физическая реабилитация при нарушениях осанки.

  40. Физическая реабилитация при повреждении суставов (на примере одного из суставов).

  41. Физическая реабилитация, средства и методы.

  42. Формы и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  43. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. Утомление при физической и умственной работе. Пути восстановления работоспособности.

  44. Характеристика избранного вида спорта. Влияние занятий избранным видом спорта на организм. Методические особенности занятий избранным видом спорта.